|
Добрый день, это
очередная страница интернет - проекта "Пермский мир".
Продолжаем рассказ
о приключениях пермяков в Непале. Двое жителей Перми совершили
путешествие по Непалу в 2001 году
Теперь в Катманду
вернулся один из Дмитриев. Подробности на сайте "Пермский мир"
http://www.granit7.narod.ru/
"А за ними кот задом
наперед" или особенности переездов на автобусах по Непалу.
Посадка на
междугородний автобус в Непале, это всегда отдельная "клоунада". Дело в
том, что в этой стране это главный и практически единственный вид
наземного общественного транспорта. Рано утром, часов в 6 - 7, на главном
автовокзале Катманду собирается сотни полторы автобусов и только на трети
из них номера написаны арабскими цифрами. На большинстве машин цифры
местные и европейцам абсолютно не знакомые. Площадки отправления на
автовокзале тоже ни как не обозначены. При покупке билетов тебе говорят,
что отправление в 7.00., но нужно быть на месте в 6.20.. В результате
можно гарантировать, что автобус не тронется раньше восьми. Видимо для
непальцев время - штука относительная, хотя лучшим подарком из столицы
считаются дешевые электронные часы. Торговцы кладут их в кастрюли с водой
и так ходят - продают отъезжающим провинциалам. Правило, что отъезд
задерживается минимум на час, действует на всей территории Непала. Откуда
и куда я бы не уезжал, везде было именно так. На автовокзале все время
возникает ощущение, что местные жители знают что - то, чего не знаем мы-
европейцы. Непальцы как - то находили нужный им автобус, следующий именно
туда, куда им нужно. Ведь таблички указывающие маршрут, на машинах тоже
отсутствуют. И только мы, европейцы, "парились" и шарахались по вокзальной
площади с выражением полной "непонятки" на лице. Туземцы периодически
подходили к нам и предлагали найти наши автобусы за деньги. Отдельная
история - экипаж автобуса. Кроме водителя, который сидит слева "движение
левостороннее", в команду входят еще как минимум два - три человека. Они
помогают размещать багаж на крыше, выбегают на блок - постах, оформляя
пропускные документы, высовываются из дверей на остановках и кричат, куда
следует данная машина. В случае пробки или преграды на дороге, помощники
помогают водителю "вписываться" между препятствиями. Причем делают они это
очень своеобразно. Так если у нас удары рукой по транспорту это знак
внимания или остановки, то у них наоборот это сигнал, что можно потихоньку
ехать. Еще одна тема - звуковые сигналы. На улицах городов звучит
просто адская какофония. Любой маневр автобуса, автомобиля или мотоцикла
сопровождается "бибиканьем". Так они обозначают свое присутствие. И надо
сказать, что при внешнем ощущении хаоса, аварии в Непале бывают крайне
редко. До Бесисахара километров двести. Но если вы думаете, что
доедете туда часа за три - четыре, то сильно ошибаетесь. Автобус выехал из
Катманду около восьми, а приехал на место в пятом часу, т. е. уже ближе к
вечеру. И это еще не так плохо. После выезда из долины Катманду, дорога
идет по ущелью реки Трисули Ривер. Проехав первые два часа, автобус попал
в огромную пробку. Я вышел и пошел посмотреть, что случилось. Слева дорогу
подпирал высокий скалистый склон. С права же был крутой обрыв к реке.
Часть левого склона обвалилась прямо на дорогу и с высоты 50 - 60 метров
на трассу периодически падали камни, каждый величиной с чемодан. Я решил,
что все, приехали, простоим тут до вечера, а может и до "ночера". Но через
полчаса, когда камни стали падать не так часто, шустрые и можно сказать
героические непальцы, в основном пассажиры автобусов, быстренько
расчистили две колеи. Аккурат, чтобы могла проехать хотя бы одна машина.
Причем два человека постоянно наблюдали за склоном, и если с верху летел
очередной "подарок", они подавали сигнал и разбирающие завал разбегались в
разные стороны. А дальше, когда проезд оказался более или менее свободен,
автобусы и машины, по очереди, одна с одной стороны, другая со встречной,
разгонялись и на скорости проскакивали опасный участок вместе с
пассажирами. Проехав еще, сколько то мы опять попали в пробку. На этот
раз прямо посредине дороги лежал огромный камень в половину автобуса
величиной. Но и его удалось осторожно объехать. Все дело в том, что в
Непале в конце сентября сезон дождей только заканчивается, и все дороги в
горах страдают от оползней и обвалов. Непальским властям приходиться
прилагать очень большие усилия, для того чтобы восстановить нормальное
движение в стране. По пути мы видели бригады рабочих собирающих большие
камни из реки для дорожного строительства. Вид у них был весьма
ободранный. Видимо это жители дальних сел, приехавшие на временную работу
между сезонами дождей. Самое неприятное в переездах по Непалу в
автобусах, это стояние в пробках на блок - постах. А блок - посты имеются
почти во всех крупных селениях. Сначала ты час или два сидишь в автобусе,
который нагревается на солнце, как кастрюля на плите. Очередь из
автотранспорта движется крайне медленно. Все непальцы вместе со своими
вещами выходят из автобусов и проходят метров сто пешком. Их внимательно
осматривают солдаты. Одновременно осматриваются и автобусы. Когда, наконец
- то машинам удается миновать блок - пост и непальцы садятся на свои
места, то еще метров сто приходиться ехать объезжая различные заграждения.
Получается автобусный слалом. Понятно, что сделано это для того, чтобы
маоисты не могли подъехать к военным на большой скорости. И вот так мы и
едем от селения к селению, от блок - поста к блок - посту. Надо сказать,
что два года назад, когда мы ехали в Джири все было намного
проще. Дорогу удлиняет и то, что каждый автобус (а автобусных
компаний несколько), минимум два раза останавливается у придорожных
ресторанчиков. И каждый раз минут на сорок. У владельцев ресторанов видимо
договоренность с транспортниками и поэтому машины конкретных автобусных
компаний всегда останавливаются у конкретных заведений. А поскольку все
пассажиры знают, что все равно придется стоять почти час, то от не чего
делать, смиренно идут есть или, по крайней мере, пьют чай или кофе. В
результате дорога удлиняется еще на час полтора. Хотя с другой стороны,
может быть нам просто свойственно торопиться не понятно, куда и зачем, а
на востоке люди к времени относятся более равнодушно. Тот же Вовка уже
давно перестал носить часы. Так, что куда бы и на чем бы вы ни ехали по
маленькому Непалу (он примерно по площади, как родная Пермская область)
всегда надо учитывать, что на дорогу уйдет весь день. После Муглина мы
сворачиваем с основной трассы идущей в Покхару и едем по ущелью реки
Марсианди Ривер до Бесисахара. Дорога медленно поднимается в горы. Вот и
коечный пункт - Бесисахар. Здесь заканчивается всякое автомобильное
сообщение, дальше только пешком или на лошади. Кроме меня в автобусе,
было, еще пять человек треккеров - европейцев. Видимо параллельно с ними я
и пойду по маршруту.
Дмитрий Тропинин
|
|